Форум » К. » Кафка и Лафкрафт » Ответить

Кафка и Лафкрафт

Erich_Zahn: Здравствуйте все! Вопрос: Кафка и Лафкрафт. Я конечно понимаю, что величины это совсем разные, но все же кажется мне, что есть между ними какая то связь (что-то общее? если можно так выразиться). Знаю, что где то, когда то ходили слухи о фотографии (несомненно фотомонтаж) где запечетлены они вместе, но значит не я один над этим думал. Мождет есть у кого-нибудь мысли по этому поводу? И еще: под связью я имею в виду конечно же творчество.

Ответов - 11

Nash: Erich_Zahn , добро пожаловать к нам Вы меня, если честно, в тупик поставили. Лавкрафта не читала, и никогда бы не подумала, что это может быть похоже на Кафку Может, попробуете расказать в двух словах, чем именно интересен Лавкрафт, и почемку его стоит почитать?

Erich_Zahn: Лафкрафт Говард Филипс, родоночальник жанра "черной фантастики". Последователь Эдгара По и учитель Роберта Блоха и Стивина Кинга. Наиболее известные его детища это Некрономикон (слово это наверное слышали все, даже те кто и не читал никогда Лафкрафта) и Реаниматор (одноименный фильм хоть и поставленен по рассказу Лафкрафта, однако атмосфера там конечно далеко не та). Писал в основном рассказы ужасов и мрачного фэнтези, в которых не стоит искать никаких глубоких философских мыслей. Однако главным его достоинством считается красота языка и описания ("Поиски Кадафа неведомого", "Иранон" и т.п.), но здесь все зависит от качества перевода. Читать его стоит тем, кого увлекает подобный жанр, прочие же скорее всего будут разочарованы, как я и говорил Кафка и Лафкрафт величины совсем разные. Но при достаточно хорошем знакомстве с его творчеством, а также с его биографией в голове сразу всплывают мысли о Кафке. И как показывает уже упомянутая мною фотография не у меня одного. Поэтому я и задал вопрос прежде всего тем, кто с Лафкрафтом знаком. Если говорить о моих впечатлениях, то в кратце, роднит их извечная тема одиночества, но Кафка в своем творчестве уходил в себя исследуя мир запертый внутри его собственной черепной коробки, а Лафкрафт наоборот бежал вдаль и от людей и от самого придумавая миры, в которых человек вообще никто, ничто, а только бессильное существо в океане вселенского ужаса. Кафка и Лафкрафт для меня это воплощения двух полюсов одиночества в литературе, это как бесконечное расширение и безконечное сжатие.

Nash: Erich_Zahn Спасибо! Почитала пару рассказиков - впечатляет. Пойду читать дальше


Nash: Erich_Zahn Пока серьезно читать Лавкрафта времени нет, но уже сейчас есть идея провести "сравнительный анализ" с Кафкой. Правда, не на похожесть, а на отличие, во всяком случае с точки зрения неомифологии. Лавкрафт создает миф и погружает в него и персонажей, и читателей. Они - части этого мифа. У Кафки идет разлад между мифологическим сознанием и реальностью. Его герои "выпадают" из мифоструктуры. В общем, это очень интересная для меня тема

Kyryx: Определённая схожесть возможно есть, но для Лавкрафта характерен этакий "полёт мысли", в отличие от Кафки, у которого всё как-то видится приземлённым.

Nash: Erich_Zahn Kyryx Ага, ларчик просто открывался. Как мне подсказали, половина работ Лавкрафта была опубликована после его смерти, и как не трудно догадаться, подредактирована и дописана "максобродовскими" последователями. То-то у меня складывалось ощущение какой-то недописанности...

Wahrheit: ну не знаю...у меня Лавкрафт асссоциируется с Эдгаром По и только... Возможно, я слишком поверхностно знакома с Лавкрафтом... Erich_Zahn Ваша мысль об одиночистве мне понравилась. А тогда как Вы охарактеризуете, скажем, Лермонтова?

Андрей Б.: А у меня даже и с По не ассоциируется. С Кафкой нет абсолютно ничего общего. Так, страшные сказочки без особого смысла.

Nash: Андрей Б. Я бы поспорила с "без особого смысла" Лавкрафт писал приблизительно в те же годы, что и Кафка: накануне второй мировой и холокоста. Очень не хочется говорить банальности типа "оба предчувствовали грядущие кошмары, оба описали ужасы и бесчеловечность окружающей их действительности". Но в общих чертах это именно так. Смертный человек один на один с чудовищами - подводными до-мифическими гигантами или чиновничьим аппаратом. Мир, в котором от простых смертных ничего не зависит. Борьба, которая заканчивается смертью героя - потому что обстоятельства сильнее его (но герой продолжает упорно идти в недоступный Замок или спускается в темный колодец к чудовищам) Я уже не говорю об атмосфере муторного беспокойного сна, что присутствует и у Кафки, и у Лавкрафта.

Андрей Б.: При желании и в "Мойдодыре" можно кафкианские мотивы найти, только зачем? Лавкрафт работал совершенно в другом жанре, на мой взгляд, чисто сюжетная литература, ближе, пожалуй, Коллинзу. И выискивать там какую-то глубину?! Нет ее там! Любопытно, но недавно наткнулся на рассказ Мопоссана, ну совершенно кафкианский по сюжету.

Vital'ik: Не оспаривается, что существует безобразные искусства, искусства лирические, обращающиеся непосредственно к эмоциям. В нашем случае Лафкрафт ближе к названным искусствам, Кафка - к образным. Т.е. литература этих авторов имеет мало общего, впрочем и судьба. - Мало ли одиночества?



полная версия страницы